Психологические корни религии

Можешь мне не верить, но полностью убрать все свои страхи не только можно, но и совершенно реально. Узнай каким образом ты можешь добиться этого самостоятельно и начать жить без страха!

Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл, и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: У верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, то есть они у верующих переживаются как"страх Господень","любовь к Богу","чувство смирения","чувство греховности","радость общения с Богом","умиление иконой Богоматери","сострадание к ближнему","любовь к ближнему",. В связи с этим американский исследователь религии У. Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т. Но религиозная любовь — это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект. Религиозный страх — это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары" Таким образом, из этого заключения и точек зрения других исследователей религиозно-психологических феноменов можно сделать вывод, что специфика религиозных чувств заключается не в их психологическом содержании, а в их направленности, в предметах, на которые они направлены.

18.Религиозные чувства

Религиозные чувства не отличаются от тех, которые человек испытывает вне и без религии. Настроения и чувства, связанные религиозным предметом он, человек, переживает и по отношению к нерелигиозным предметам. Следовательно, чувства религии не представляют собой чего-то особенного. Человек падает на колени перед своими богами, но то же самое он делает перед своими властителями, перед теми вообще, в чьих руках его жизнь: Нет особой лигиозной способности и особого религиозного чувства, отсутствует и специфический предмет, который один претендовал бы на религиозное почитание.

Философ подчеркивал, что формой, в которой выступает содержание религии, является чувственное созерцание, представление, фантазия.

Кроме этих двух основных чувств есть еще одно, третье, у человека нравственную основу религии и религиозного порядка жизни; будучи отвлечено из сильного чувства зависимости, страха, почтения, благодарности за.

Древние атеисты и даже очень многие как древние, так и новейшие теисты объявляли причиной религии страх, который, однако, ведь не что иное, как самое распространенное, бросающееся в глаза проявление чувства зависимости, Общеизвестно изречение римского поэта: , то есть страх первый сотворил в мире богов. У римлян даже слово: Даже наше немецкое - выражение высочайшего, религиозного почитания составлено, как показывает само слово, из почитание и боязнь.

Страх не так ужасен как кажется :) Действующий способ совсем избавиться от всех своих страхов можно найти тут. Нажми по ссылке и прочитай как ты можешь этого добиться!

Объяснение религии из страха подтверждается прежде всего тем наблюдением, что почти все или во всяком случае очень многие первобытные народы делают предметом своей религии вызывающие страх и ужас явления или действия природы. Более примитивные, например народы Африки, Северной Азии и Америки"боятся, - как это приводит Мейнерс из описаний путешествий в своей"Всеобщей критической истории религий",-"рек в тех местах, где они образуют опасные водовороты или пороги.

Когда они проезжают по таким местам, то просят о пощаде или прощении или ударяют себя в грудь и бросают разгневанным божествам умилостивительные жертвы. Многие негритянские царьки, избравшие море своим фетишем, до такой степени боятся его, что не осмеливаются даже на него взглянуть, не то что по нем проехать, потому что они верят, что лицезрение этого страшного божества убьет их на месте". Так, по словам В. Марсдена в его"Естественном и гражданском описании острова Суматры"; редшанги, живущие глубже в стране, жертвуют морю, когда они его в первый раз видят, пироги и сладкое печенье и просят его не причинять им вреда.

Вначале предметом этого чувства была природа с ее изменчивостью, непостоянством, драматическими событиями: Изменчивость явлений природы главным образом и возбуждает религиозное чувство и делает природу предметом религии Основание религии связывано с потребностями, желаниями, эгоизмом человека. Религия есть не только дело воображения, фантазии, не только дело чувства, но также и желания, стремления человека устранять неприятные чувства и создавать себе приятные.

По своему существу религия является одним из видов осознание людьми их зависимости от природных сил. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её Если домарксистский атеизм исходил из того, что основой религии является невежество масс и что.

После зашиты диссертации Фейербах стал приват-доцентом Эрлангенского университета. Как иначе можно понять бытие, как не реальное, действительное бытие? Фейербах предлагает взять за основу другой подход. Поэтому антирелигиозную пропаганду Фейербах расценивал как важнейшее средство в политической борьбе. Человек - существо, живущее в этом мире, переживающее, стремящееся удовлетворять свои потребности. Человек на протяжении всей истории чувствовал свою ограниченность, беспомощность, свое бессилие по отношению к неподвластным ему силам и стихиям, вторгавшимся в его жизнь.

Его самосохранение, питание, здоровье находились не в его власти, а во власти природы, которая угрожала ему, была полна опасностей и в то же время щедро одаривала его. Основу религии составляет чувство зависимости человека - сначала от природы, а затем от других людей. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом обожествления.

Людвиг Фейербах о сущности религии

Но далее неизбежно встает вопрос: Каковы причины, обуславливающие появление этих верований? На эти вопросы различные ответы давали как защитники религии, так и ее противники.

Основные виды религиозных чувств: благоговение, благодарность, преданность, почитание, ревность, радость, страх Божий, смирение, вера, надежда, религиозное чувство свойственно всем людям вообще, вне зависимости от Чувственная сила является одной из главных сил человеческой души.

Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Религиозные идеи и представления Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления.

Во—первых, они носят несистематизированный, хаотический характер. В сознании громадного большинства верующих религия существует не в виде какой—либо оформленной системы догматов и мифических представлений, а чаще всего в виде отдельных образов, идей, картин, мифических рассказов и т. Во—вторых, в массовом религиозном сознании преобладают не отвлеченные идеи и догматы, а наглядные представления и образы. Религиозная вера невозможна без эмоционального отношения к сверхъестественным объектам, созданным человеческим воображением.

А для того чтобы возникло эмоциональное отношение к объекту религиозной веры, необходимо, чтобы последний был представлен религиозным человеком в чувственно—конкретной, наглядной форме.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИИ

Первый параграф в"Сущности религии" вкратце гласит: Основу религии составляет чувство зависимости человека; в первоначальном смысле природа и есть предмет этого чувства зависимости; природа есть, таким образом, первый объект религии. Содержание этого параграфа распадается на две части. Одна часть объясняет субъективное происхождение или основу религии, другая - характеризует первый, или первоначальный, объект религии.

Сначала поговорим о первой. Так называемые спекулятивные философы издевались над тем, что я чувство зависимости объявляю источником религии.

Основу религии составляет чувство зависимости человека; .. Поэтому если нашим творцом является существо, отличное от природы,-бог, то он .. глаз, обрекши человека на ночные страхи, а затем вновь появилось на небе.

Вокруг этого вопроса на протяжении столетий идет острая полемика. Подход к объяснению сущности религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией теоретика. Флоренский не видит противостояния религиозного и научного: О сложности и ценности религии свидетельствует факт множества терминов, которыми она обозначается в культуре. Ответы порождают новые вопросы, которые систематизируются в теоретических концепциях религии, различающихся по основанию или главному объяснительному принципу.

Чтобы сформировать понятие религии, необходимо познакомиться с основными концепциями и определиться с исходной точкой размышления. В качестве первого приближения к сущности религии предлагается усвоить рабочее предварительное определение. Рабочее определение должно быть корректным, выражать сущность определяемого с учетом основных подходов.

Последнее имеет особое значение в нашем случае, поскольку на понятие религии, как отмечалось выше, неизбежно влияет мировоззренческая позиция исследователя. Священное — сущностное отношение религии. Можно уклониться от священного при определении религии, тогда получится определение чего угодно — общества, отчуждения, психики, ценностей, познания — но не религии. Давая традиционное определение священного, теоретик в конечном счете объясняет его в богословской или светской версии.

Сущностные характеристики священного в богословских определениях сводятся к абсолютизации качеств активности, в разной мере присущих каждому человеку. Прежде всего это знание в широком смысле слова рациональное и чувственное, нравственное и эстетическое , воля и действие.

Глобальная концепция сущности религии

Ныне религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: Философия религии является базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию хотя, конечно, у разных мыслителей, в разных философских направлениях степень разработки указанной проблемы неодинакова ; осмысление религии было составной частью историко-философского процесса.

Помехой любому обсуждению религии являются терминологические . Мы видим зависимость от отца, длящуюся с неизменной интенсивностью многие годы его чувствовать себя ребенком, в постоянной опасности и в страхе. .. что в основе иудеохристианской религии присутствуют оба принципа - и.

Назад к карточке книги Объяснение религии из страха подтверждается прежде всего тем наблюдением, что почти все или во всяком случае очень многие первобытные народы делают предметом своей религии вызывающие страх и ужас явления или действия природы. Когда они проезжают по таким местам, то просят о пощаде или прощении или ударяют себя в грудь и бросают разгневанным божествам умилостивительные жертвы.

Многие негритянские царьки, избравшие море своим фетишем, до такой степени боятся его, что не осмеливаются даже на него взглянуть, не то что по нем проехать, потому что они верят, что лицезрение этого страшного божества убьет их на месте". Так, по словам В. Марсдена в его"Естественном и гражданском описании острова Суматры"; редшанги, живущие глубже в стране, жертвуют морю, когда они его в первый раз видят, пироги и сладкое печенье и просят его не причинять им вреда.

Правда, готтентоты, как выражаются авторы путешествий, теистически настроенные и не могущие выйти за пределы своих религиозных представлений, верят в высшее существо, но не почитают его; они, наоборот, почитают,"злого духа", который, по их мнению, является виновником всех бед, их постигающих на свете. Я должен, однако, заметить, что известия, сообщаемые авторами путешествий, по крайней мере авторами более ранними, о религиозных представлениях готтентотов, как и вообще дикарей, весьма противоречивы.

Также и в Индии имеются местности,"где большая часть обитателей не отправляет других религиозных служб, как только служб злым духам Каждая из этих злых сил имеет свое особое название, и ей воздаются тем большие почести, чем она представляется страшнее и могущественнее" Штур,"Религиозные системы языческих народов Востока". Даже самый страх имел в Риме свой храм, также и в Спарте, где, впрочем, по крайней мере по свидетельству Плутарха, он имел значение моральное, значение страха постыдных, дурных поступков.

Объяснение религии из страха подтверждается, далее, тем обстоятельством, что даже у духовно выше стоящих народов высшее божество есть олицетворение явлений природы, вызывающих в людях высшую степень страха, божество грозы, молнии и грома. Есть даже народы, у которых нет для бога другого слова, как гром, у которых, стало быть, религия — не что иное, как потрясающее впечатление, которое производит природа на человека своим громом при посредстве слуха, органа страха.

Даже у гениальных греков, как известно, высший бог есть просто громовержец. Точно так же и у древних германцев, по крайней мере северогерманцев, равно как и у финнов и латышей, старейшим и первым, наиболее почитаемым богом был бог Торр или Донар , то есть бог грома.

Людвиг Андреас Фейербах. Лекции о сущности религии 3 страница

Философско-научное определение религии Философско-научное определение религии складывалось в процессе становления и развертывания рационалистической традиции в философии и формирования научного мировидения. В научных исследованиях существует огромное количество разнообразных определений религии, сосредоточенных на различных сторонах религиозного феномена.

После обобщения теоретическое наследие прошлого и современного научного анализа религии, возможны и необходимы определенные выводы. Наука понимает религию, прежде всего, как сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форму общественного сознания.

10 причин отказаться от религии, если вы стремитесь к осознанной жизни. на уровне улитки, вас переполняет чувство вины и стыда (возможно, причина этого в маскарада, вы сделаете первы к освобождению от религиозной зависимости. .. Страх является важной составляющей всех религий.

Но далее неизбежно встает вопрос: А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов? Фейербах не абсолютизировал роль отрицательных переживаний в формировании религиозных верований. Однако необходимо отдать должное стремлению немецкого философа выйти за узкие рамки страха при объяснении психологических истоков религии. Таким образом, можно с полным правом утверждать, что Л. Речь идет о решении двух задач: Гносеологический подход — это подход с точки зрения теории познания. Также на формирование религиозности влияет понятие психического настроя личности, выдвинутое Б.

Философия Л. Фейербаха

Лекции о сущности религии 3 страница просмотров - 12 В случае если мы рассмотрим религии так называемых дикарей, о которых нам сообщают путешественники, как равно и религии культурных народов, если мы заглянем в нашу собственную, непосредственно и без обмана нашему наблюдению доступную душу, то мы не найдем другого, соответствующего и широко захватывающего психологического объяснения религии, кроме чувства или сознания зависимости.

Древние атеисты и даже очень многие как древние, так и новейшие теисты объявляли причиной религии страх, который, однако, ведь не что иное, как самое распространенное, бросающееся в глаза проявление чувства зависимости, Общеизвестно изречение римского поэта: , то есть страх первый сотворил в мире богов. У римлян даже слово: Даже наше немецкое - выражение высочайшего, религиозного почитания составлено, как показывает само слово, из почитание и боязнь.

Более примитивные, к примеру народы Африки, Северной Азии и Америки"боятся, - как это приводит Мейнерс из описаний путешествий в своей"Всеобщей критической истории религий",-"рек в тех местах, где они образуют опасные водовороты или пороги.

В качестве источника религии страх выступает как более или менее « Внутреннее чувство человека подсказывает ему, что такая жизнь вне выраженной зависимости от религиозных убеждений пережившего клиническую смерть. Основные образы, которые описывают «вернувшиеся с того света».

Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного. В том же духе пишет и современный американский философ Уолтер Стэйс: Таким образом, представители объективно-идеалистической концепции выводят сущность религии из наличия в мире внеприродного Высшего Начала Абсолюта, Бога и т.

Отсюда и возникновение религии, которая развивается параллельно с духовным развитием человечества, от самых примитивных, до современных ее форм. Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о существовании и сущности религии к вопросу о существовании и сущности Бога. В христианской теологии и религиозной философии в обосновании бытия Бога существуют две тенденции:

Сколько стоит написать твою работу?

Но далее неизбежно встает вопрос: Каковы причины, обуславливающие появле-ние этих верований? На эти вопросы различные ответы давали как за-щитники религии, так и ее противники. Так, русские православные богословы и близкие к православию философы отвечали на этот вопрос одно-значно:

Его базовый страх — это страх сепарации, потери заботливого взрослого рядом. Что-то заложено природой, что-то формируется в зависимости от и во всем мире — вопрос не традиции и религии, а исключительно тех которое является новым трендом в похоронной индустрии, — то.

Но далее неизбежно встает вопрос: Каковы причины, обуславливающие появле-ние этих верований? На эти вопросы различные ответы давали как за-щитники религии, так и ее противники. Так, русские православные богословы и близкие к православию философы отвечали на этот вопрос одно-значно: Нет необходимости подробно доказывать, что по-добное объяснение феномена религиозной веры пол-ностью несостоятельно с научной точки зрения. Оно противоречит реальным фактам, ибо заранее предпола-гает всеобщий и обязательный для всех людей харак-тер религиозной веры.

А как тогда быть с миллионами вольнодумцев и атеистов? Уже мыслители древности обратили внимание на связь между религиозной верой человека и его психи-ческими состояниями и переживаниями. Эта идея была углублена и развита многими мыслителями Нового вре-мени. В этих суждениях Спинозы обращают на себя вни-мание два момента. Он выдвинул тезис, согласно кото-рому основой религии является чувство зависимости. Фейербах не абсолютизировал роль отрицательных переживаний в формировании религиозных верований.

Боги, как он считал, представляют собой не только во-площение качеств, вызывающих страх, они олицетво-ряют и положительные свойства людей и поэтому вызы-вают в них чувства восхищения, радости, благодарно-сти. Заметим, что у Фейербаха нет здесь четкого различения чувств, вызывающих религиоз-ную веру.

Психология переживаний и страданий. Душевный мазохизм.